Домой / Путь к здоровью / Аюрведа, ум и карма

Аюрведа, ум и карма

ajurveda-um-i-karma

По самой своей сути Аюрведа является не менее психологической медицинской наукой, чем физиологической. Предметом ее изучения стали как физические (шаририка), так и психические заболевания (манасика). По этой причине мы не сможем до конца понять Аюрведу, пока не рассмотрим ее взгляд на ум и сознание.

Согласно Аюрведе изучение ума и психических расстройств настолько же необходимы, насколько необходимы изучение тела и физических заболеваний. Это отнюдь не дополнительная или вспомогательная информация. Она требует такого же внимания и применения, как любой другой раздел Аюрведы и его терапевтические методы. Для работы с психологическим аспектом Аюрведы человек должен быть психологом, и тщательно изучать ум и умственную деятельность, так же как необходимо быть врачом, если имеешь дело с физическими аспектами.

Традиционно Аюрведа рассматривает три основных причины заболевания:

— Дисбаланс дош, вызванный типом конституции или внешними факторами
— Переизбыток раджаса или тамаса в уме
— Кармические факторы, или результаты прошлой деятельности.

Эти три метода лечения обычно пересекаются, и отдельные аспекты каждого используются для лечения одного и того же пациента или заболевания. Ум, как фактор, и психологическая или эмоциональная причина присутствуют на всех уровнях.

Доши, как токсины, накапливают негативные эмоции. Например, Вата -страх, Питта — гнев, Капха — привязанности. Это хорошо известно всем изучающим Аюрведу. Вата доша особенно широко распространяется на физический аспект, поскольку ум принадлежит сфере ее влияния и состоит из тех же основных элементов: воздуха и эфира. Проблемы Ваты, как правило, подразумевают психологические проблемы: страх, неуверенность, незащищенность и беспокойство. Лечение Ваты всегда подразумевает львиную долю психологии.

Боль любого происхождения прежде всего выводит из равновесия Ваты. Поэтому лечение любой боли обязательно включает в себя сильный анти-Вата компонент. Стресс тоже стремится сначала вывести из равновесия Вату, соответственно, снятие стресса ориентировано на противостояние Вате и носит анти-Вата характер.

Однако и две другие доши тоже имеют свои ключевые составляющие в психологии, которые нельзя не принять во внимание. Каждый пациент обладает определенной психической и физической энергетикой. Нам необходимо исследовать ее для того, чтобы разработать эффективный план лечения.

Три гуны — три основных психических фактора, из которых раджас управляет импульсами эго, а тамас создает эмоциональные блоки, нечувствительность или пристрастия. Они осложняют работу с дошами, поскольку вырабатывают в пациенте отношение, препятствующее терапии даже на внешних уровнях диеты и траволечения.

Так или иначе, доши и гуны всегда надо рассматривать в совокупности и лечить вместе. Например, укоренившийся дисбаланс дош всегда подразумевает определенное количество тамаса, который являет себя как старая травма, боль или слабость. Хороший аюрведический врач должен уметь различать всевозможные условия, при которых доша находится в саттвическом, раджасическом или тамасическом состоянии (их я рассматривал в книге «Аюрведическая терапия»). Это тот фундамент, освоив который, можно браться за аюрведическую психологию.

Негативная карма возникает преимущественно из-за неверного отношения (Прагьяпарадха или Буддхи доша), куда входит и неправильное применение чувств, эмоций и ума. Она являет эффект продолжительного искаженного положения дош и гун в нашей психике. Данные изменения начинаются с раджаса, подразумевающего своеволие и упрямство. Помимо того, они указывают на переизбыток тамаса, который лишает человека способности видеть, распознавать и что-либо менять.

Предназначение Аюрведы не только в перенастройке дош и приведении пациента в саттва гуну, но и в выяснении кармических причин и кармических составляющих (самскар), скрытых в нашем поведении. Ведическая астрология является важным инструментом, помогающим разобраться в кармических факторах.
Таким образом, говоря об аюрведической практике, мы должны понимать психологию дош, гун и карму. И тут ум играет главную роль, а тело лишь место, где находит свое пристанище дисгармония, где она проявляет себя и становится причиной заболевания.

Дэвид Фроули «Аюрведа и ум»

Всех благ! С уважением, mahabhuta.ruHTML, фон, текст, цвет

Помощь квалифицированного специалиста по Аюрведе

HTML, фон, текст, цвет
Подпишитесь, чтобы получать бесплатные советы специалиста по Аюрведе себе на почту

Введите ваш email:

Понравилась статья? Поделись:

Смотрите также

priznaki-vozbuzhdennyx-dosh

Признаки возбужденных дош

Вата обозначена символом В, Питта символом П, Капха — К. Цвет (лица, выделений, пятен на …

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *